Вы здесь

Информация о деятельности независимого эксперта, аккредитованного Минюстом России, по вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) установлены приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В результате оказания государственной услуги заявителю направляются уведомление и оригинал свидетельства об аккредитации лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы.

Свидетельство выдается на 5 лет и является официальным документом, удостоверяющим право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Независимость эксперта означает, что эксперт:

1) не находится в подчинении органов государственной власти;

2) не может проводить экспертизу на нормативный правовой акт или его проект, разработчиком которого он является;

3) дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны органов государственной власти в целях получения заключения.

Таким образом, вовлечение в законотворческий процесс институтов гражданского общества способствует усилению демократизма и созданию условий для цивилизованного лоббизма.

На сегодняшний день на территории Республики Алтай с 22 января 2018 года действует один независимый эксперт, уполномоченный на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, – доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, кандидат политических наук Чиконова Людмила Валентиновна (далее - независимый эксперт).

При составлении заключений по результатам антикоррупционной экспертизы независимым экспертом отражаются все положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, со ссылкой на положения Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Методика).

В 2018 году независимым экспертом подготовлено 11 заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на 2 – проекта и 9  нормативных правовых актов (далее - НПА), в которых в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной Постановлением № 96, выявлено 21 коррупциогенный фактор.

По итогам I полугодия 2019 года независимым экспертом составлены заключения на следующие документы:

1) проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О регулировании отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Республики Алтай» (коррупциогенные факторы не выявлены);

2) приказ Министерства природных ресурсов, экологии и туризма от 15.07.2018 № 454 «Об утверждении Положения о памятнике природы республиканского значения «Турочакский» (подпункты «д», «е» пункта 3 Методики);

3) постановление Правительства Республики Алтай от 05.09.2014 № 262 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления о распоряжении средствами (частью средств) республиканского материнского (семейного) капитала и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 16 сентября 2011 года № 266» (подпункт «и» пункта 3, подпункт «а» пункта 4 Методики);

4) постановление Правительства Республики Алтай от 07.02.2019 № 39 «Об утверждении Порядка предоставления меры государственной поддержки гражданам, проживающим в Республике Алтай, чьи денежные средства привлечены для долевого строительства многоквартирных домов на территории Республики Алтай, и отнесенным к числу пострадавших граждан в соответствии с федеральным законодательством, в форме консультационной и информационной поддержки по вопросам создания жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов» (подпункт «а» пункта 3, подпункт «б» пункта 4 Методики);

5) постановление Администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 05.02.2019 № 106 «Об утверждении Порядка внесения проектов правовых актов администрации МО «Кош-Агачский район», их рассмотрения и принятия» (подпункты «а», «и» пункта 3 Методики);

6) постановление Администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 06.02.2019 № 107 «Об утверждении Порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций о включении в муниципальные программы формирования современной городской среды общественных территорий, подлежащих благоустройству» (подпункты «а», «и» пункта 3, подпункт «в» пункта 4 Методики);

7) приказ Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай от 17.04.2018 № 102-ОД «О проведении конкурса «Лучший предприниматель Республики Алтай» (подпункты «а», «г» «и» пункта 3, подпункты «а», «а», «б» пункта 4 Методики);

8) проект постановления Правительства Республики Алтай «Об установлении Порядка принятия решения по списанию затрат по объектам, строительство которых не завершено и финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай» (подпункт «д» пункта 3 Методики);

9) постановление Правительства Республики Алтай от 02.09.2015 № 274
«Об учреждении денежных премий и поощрений талантливым и одаренным детям, молодежи, проявившим выдающиеся способности и установлении критериев отбора, порядка их назначения и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 31 декабря 2013 года № 398» (подпункты «а», «а», «ж» пункта 3, подпункт «б» пункта 4 Методики);

10) постановления Правительства Республики Алтай от 17.07.2013 № 204 «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью на территории Республики Алтай и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Алтай от 12 декабря 2006 года № 286» (подпункты «а», «в», «а», «г» пункта 3, подпункт «б» пункта 4 Методики).

Таким образом, в 6 нормативных правовых актах, 1 проекте и 2 муниципальных правовых актах Республики Алтай выявлено 27 коррупциогенных факторов.

В 2 НПА и 1 проектах НПА коррупциогенные факторы устранены в полном объеме (9). Не устраненными на сегодняшний день остаются коррупциогенные факторы в 4 нормативных правовых актах и 2 муниципальных правовых актах Республики Алтай.

Учитывая, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, принятие решения по устранению коррупциогенных факторов остается за органом, принявшим нормативный правовой акт или разработавшим проект.

В то же время, за независимым экспертом остается право обратиться в органы прокуратуры.

Подводя итог деятельности независимого эксперта, следует отметить, что его деятельность в первую очередь обусловлена самостоятельностью и независимостью от органов власти любого уровня, а специальные знания и практический опыт в юриспруденции дают возможность выявления коррупционных проявлений в различных сферах правового регулирования.

26 июня 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).