Вы здесь

Информация по результатам обзора нормативных правовых актов Республики Алтай, регулирующих вопросы в сфере опеки и попечительства

Одним из приоритетных направлений государственной политики, является забота о формировании здорового поколения гармонично развивающегося общества.

Согласно пунктам «ж.1», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях, семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По вопросам опеки и попечительства к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством отнесены следующие полномочия:

Подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относит решение вопросов по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, также определяются законами субъектов Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон № 48-ФЗ) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности опеки и попечительства несовершеннолетних граждан регулируются законами субъектов Российской Федерации в части вопросов, отнесенных к их ведению. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлены широкие полномочия в сфере регулирования отношений по опеке и попечительству.

Также законодательством субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок, в котором опекуны и попечители несут административную ответственность за свои действия или бездействие; дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие свои права и исполняющие свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. В нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Согласно положениям Закона Республики Алтай от 20.11.2017 № 51-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Алтай» (далее – Закон № 51-РЗ), семья - объединение двух или более лиц, основанное на родстве и (или) свойстве (браке, усыновлении (удочерении) и иных формах принятия детей на воспитание), связанное общностью жизни, ведением совместного хозяйства, воспитанием детей, личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной ответственностью.  

В Республике Алтай принят Закон Республики Алтай от 27.02.2008 № 2-РЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Алтай», регулирующий правоотношения, в пределах полномочий Республики Алтай, в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Алтай, касающиеся полномочий органов опеки и попечительства и финансового обеспечения их деятельности.

Согласно статье 5 Закона № 51-РЗ социальная поддержка семей в Республике Алтай также, обеспечивается в виде пособий и выплат, установленных законодательством Республики Алтай.

Законом Республики Алтай от 31.03.2008 № 23-РЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»  (далее – Закон № 23-РЗ) определяются порядок и размеры выплат опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 23-РЗ приемному родителю устанавливается вознаграждение в размере 2500 рублей в месяц за каждого ребенка до применения к этой выплате районного коэффициента к заработной плате и коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За воспитание каждого приемного ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 20 процентов.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 № 314  «Об утверждении Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» полномочия в сфере опеки и попечительства переданы Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.04.2021 № 99 «Об утверждении Порядка индексации размера выплаты вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» определяется механизм индексации размера выплаты вознаграждения, причитающегося приемному родителю в соответствии с законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.

Министерством труда социального развития и занятости населения Республики Алтай в целях реализации возложенных полномочий, приняты следующие приказы:

от 01.10.2020 № П/408 «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»;

от 19.11.2020 № П/458 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай».

Анализ нормативных правовых актов Республики Алтай позволяет сделать вывод о достаточно полном регулировании органами государственной власти Республики Алтай предоставленных федеральным законодательством полномочий по вопросам опеки и попечительства.

Управлением принимаются необходимые и достаточные меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству. Доводы, изложенные в экспертных заключениях, органами государственной  власти Республики Алтай учитываются при принятии нормативных правовых актов в новой редакции или путем внесения в них изменений, признания утратившими силу.

01 июня 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).