Вы здесь

Обзор нормативных правовых актов в сфере экологии и состояния окружающей среды

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 42, статья 58 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Статьей 2 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Также, законодательство в сфере экологии и состояния окружающей среды на федеральном уровне составляют: Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду», постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» и иные нормативные правовые акты. 

Согласно пунктам «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории и законодательство об охране окружающей среды.

В соответствии со статей 6 Федерального закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

- утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе, относится решение вопросов:

- организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами;

- осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.

Во исполнение норм федерального законодательства, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами, на республиканском уровне сформирована правовая база в сфере экологии и состояния окружающей среды.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения мониторинга, в Республике Алтай действует 92 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят: Конституция Республики Алтай, 11 законов Республики Алтай, 4 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 37 постановлений Правительства Республики Алтай, 39 приказов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

В соответствии со статьей 60 Конституции Республики Алтай каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Республика Алтай устанавливает перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу республики.

Законом  Республики Алтай от 21.03.2007 № 2-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай» в соответствии с требованиями федерального законодательства определена компетенция Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в области охраны окружающей среды в Республике Алтай.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай урегулированы Законом Республики Алтай от 24.12.2012 № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». В силу этого закона особо охраняемые природные территории в Республике Алтай разделены на категории с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай и статуса находящихся на них природоохранных учреждений.

Правовые и организационные основы организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры и осуществления экологического просвещения в Республике Алтай установлены Законом Республики Алтай от 06.07.2017 № 38-РЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай».

Во исполнение норм федерального законодательства и республиканского законодательства, Правительством Республики Алтай в сфере природоохранного законодательства принят ряд постановлений.

В целях улучшения экологической обстановки, упорядочения мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, постановлением Правительства Республики Алтай от 04.07.2008 № 151 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города Горно-Алтайска» утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города Горно-Алтайска.

Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2012 № 314 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай (далее-Порядок).

При проведении регионального государственного экологического надзора осуществляется проверка соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации в области:

а) охраны атмосферного воздуха;

б) обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений);

в) использования и охраны водных объектов;

г) геологического изучения, рационального использования и охраны участков недр местного значения;

д) охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 2 Порядка).

В силу пункта 3 Порядка региональный государственный экологический надзор организуется и осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 № 135 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Так, Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики по отдельным переданным полномочиям Российской Федерации в области экологической экспертизы, а также полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, в сфере обеспечения на территории Республики Алтай реализации мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по оказанию государственных услуг в соответствии с настоящим Положением.

В целях повышения благосостояния и обеспечения благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай постановлением Правительства Республики Алтай от 13.09.2017 № 228 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» утверждена  государственная программа «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» (далее – Государственная программа).

Мероприятия Государственной программы реализуются в рамках следующих подпрограмм: обеспечение экологической безопасности; развитие лесного хозяйства; развитие водохозяйственного комплекса; повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай.

В результате реализации Государственной программы планируется достичь снижения объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников с 29,9 тыс. тонн в 2018 г. до 29,4 тыс. тонн в 2023 г. Доля лесопокрытой площади от общей территории в 2023 г. сохранится на уровне 2018 г. и составит 44,3%. Общий предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод за период реализации программы составит 5415,32 млн. руб.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года» утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, в рамках которой определены основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Так, целью рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Республики Алтай является обеспечение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

улучшение качества окружающей среды;

организация рационального природопользования лесными ресурсами;

организация рационального природопользования водными ресурсами и защита населения от их негативного воздействия.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.01.2015 № 3 «О Красной книге Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о порядке ведения Красной книги Республики Алтай.

Согласно пунктам 1 и 2 данного Положения Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (в акватории) Республики Алтай и  перечень (список) объектов животного и растительного мира, взятых под особую охрану.

Также целях сохранения уникальных природных объектов, пользующихся большой популярностью у жителей Республики Алтай и граждан других регионов Российской Федерации, повышения природоохранного статуса памятников природы местного значения, использующихся в культовых, научных и рекреационных целях  постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 № 38 «Об утверждении памятников природы республиканского значения» определен Перечень памятников природы республиканского значения.

Кроме того, Правительством Республики Алтай принят ряд постановлений:

- о природных парках:

  • постановление Правительства Республики Алтай от 23.05.2005 № 77 «О природном парке «Зона покоя Укок»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 10.06.1997 № 198 «О создании природного парка «Белуха»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 23.04.2001 № 109 «О создании в Онгудайском районе Каракольского природного парка «УчЭнмек»;

- об памятниках природы:

  • постановление Правительства Республики Алтай от 21.08.2008 № 186 «О памятнике природы республиканского значения «Ландшафтный участок «Шишкулар-Катаил-Чистый Луг»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 21.08.2008 № 187 «О памятнике природы республиканского значения «Гора Комсомольская»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 18.02.2010 № 24 «О памятнике природы республиканского значения «Джумалинский теплый ключ»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 02.10.2010 № 235 «О памятнике природы республиканского значения «Водный источник «Аржан-Суу»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 17.01.2011 № 5 «О памятнике природы республиканского значения «Водный источник «Бугузунский»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 15.02.2011 № 16 «О памятнике природы республиканского значения «Теньгинское озеро»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 24.07.2017 № 172 «О создании памятника природы республиканского значения «Аскатская долина» и внесении изменения в Перечень памятников природы республиканского значения»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 10.05.2018 № 141 «О создании памятника природы республиканского значения «Урочище Еланда» и внесении изменения в Перечень памятников природы республиканского значения»;
  • постановление Правительства Республики Алтай от 25.06.2018 № 191 «О создании памятника природы республиканского значения «Турочакский» и внесении изменения в Перечень памятников природы республиканского значения»;

- о биологических заказниках:          

  • постановление Правительства Республики Алтай от 22.08.2002 № 242 «О создании государственных природных биологических заказников регионального значения «Сумультинский» и «Шавлинский».

Помимо этого, на республиканском уровне органами исполнительной власти Республики Алтай издан ряд приказов, которыми регулируются общественные правоотношения в сфере экологии и состояния окружающей среды.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 20.07.2011 № 276 «Об утверждении Положения об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай» утверждено Положение об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай.

Так, на территории Республики Алтай экологическое образование осуществляется через: обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, дополнительную экологическую подготовку; эколого-просветительскую деятельность общественных организаций, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей; организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования; социальную рекламу и наглядную агитацию; распространение экологических знаний библиотеками, музеями.

Экологическое просвещение населения может осуществляться в следующих формах: распространение информации о состоянии окружающей среды, региональных экологических проблемах и путях их решения; распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры; распространение и пропаганда экологических знаний, информации; эколого-просветительская деятельность общественных объединений; организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, лекториев и симпозиумов по проблемам экологии; выпуск экологической литературы для населения.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 06.05.2019 № 426 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов» утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Алтай.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 21.05.2019 № 451 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов» утвержден Административный регламент осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в Республике Алтай.

Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай при осуществлении регионального государственного экологического надзора, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 06.02.2020 № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении регионального государственного экологического надзора» .

Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и государственных учреждений Республики Алтай, подведомственные Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 25.05.2016 № 294 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и государственных учреждений Республики Алтай, подведомственных Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д «Об утверждении Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 30 октября 2017 года № 447-Д», утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, в результате чего в Республике Алтай установлен единый подход к организации деятельности по безопасному накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельному накоплению, в сельских поселениях, городских округах, на межселенных территориях Республики Алтай в целях предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения полезных компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот.

Кроме того, Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай принят обширный ряд приказов об утверждении Положения и границ отдельных памятников природы республиканского значения.

Все перечисленные в обзоре нормативные правовые акты Республики Алтай прошли правовую и антикоррупционную экспертизу, по результатам которой, коррупциогенные факторы и несоответствие федеральному законодательству не выявлены.

Нормативные правовые акты Республики Алтай в сфере экологии и состояния окружающей среды, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на территории Республики Алтай полномочия в сфере экологии и состояния окружающей среды урегулированы достаточно полно.

27 августа 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).